Intellect.Org.UA Intellect.Org.UA
Вибори: погляд з регіонів

e-mail:   пароль:
Цензура як апендицит: в пасивному стані непотрібна, в активному - небезпечна

 Головна >  Суспільство




За підтримки АМР США









www.politdumka.kiev.ua

Y



Интернет-журнал "Кiевскiй Телеграфъ"



Конкурс антикорупційних плакатів

СУСПІЛЬСТВО


РУБРИКА>СУСПІЛЬСТВО

Дата останнього оновлення: 04.02.2006


 версія для друку

31.01.2006 14:47
Інтернет-часопис "Діалог.UA"

Модели и механизмы формирования парламентской коалиции



Владимир Фесенко, Центр прикладных политических исследований «Пента»

Одним из ключевых элементов нового, парламентско-президентского формата политической системы Украины является коалиция парламентского большинства. Точнее, если пользоваться терминологией новых норм Конституции, речь идет о коалиции депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Коалиция депутатских фракций не является чем-то новым для украинской политической действительности. В 2002 году, под нового премьера Виктора Януковича формировалась парламентско-правительственная коалиция, в которую вошли депутатские фракции и группы, поддерживавшие новый Кабинет министров. Над той коалицией много иронизировали, ведь она создавалась и функционировала с помощью механизмов административного и экономического давления на целые фракции и отдельных депутатов, была скорее политическим симулякром, нежели аналогом классических парламентских коалиций. Тем не менее, хотя бы формально это был серьезный шаг вперед на пути политического структурирования парламента. И все же, та коалиция (в стиле нравов двора Кучмы того времени), была сугубо политическим феноменом, не имевшим никакого правового статуса, никакой реальной политической ответственности.

Конституционная реформа не только придает коалиции депутатских фракций правовой статус, но и превращает ее в решающий инструмент взаимосвязи Верховной Рады, Кабинета министров и Президента, от которого будет зависеть стабильность и эффективность функционирования парламентско-президентской системы. Ведь если парламентская коалиция не будет создана в течение одного месяца, то Президент может распустить Верховную Раду. Такая же ситуация возникает и в случае распада коалиции депутатских фракций. На ее воссоздание также отводится один месяц. Именно коалиция парламентского большинства будет рекомендовать главе государства кандидатуру нового Премьера, и формировать персональный состав нового правительства (за исключением выдвижения кандидатур министров иностранных дел и обороны).

Коалиция – структура неустойчивая

Конституция предусматривает возможность формирования правительства и одной фракцией, если она будет насчитывать большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. Однако такой вариант с учетом политических реалий Украины пока представляется сугубо теоретическим. В 1998 году максимальный результат на парламентских выборах по общегосударственному избирательному округу показала Компартия, набравшая 24,65% голосов, в 2002 году – блок «Наша Украина» занял первое место с результатом 23,57%. Судя по оценкам социологов, победитель парламентских выборов 2006 года может набрать от 25 до 30% голосов избирателей, принявших участие в выборах.

Проблема любой политической коалиции – ее устойчивость и стабильность. Если участники коалиции идеологически близки и способны согласовать свои интересы, находить компромисс в выработке и проведении совместной политики, – такой политический альянс будет функционировать достаточно эффективно. Но если коалиция идеологически разнородна, либо ее количественное преимущество над оппонентами в парламенте очень невелико, – то кризисы коалиции, а в случае, если эта коалиция правящая, то и правительственные и парламентские кризисы неминуемы. Есть еще одна закономерность – чем больше участников коалиции, тем сложнее обеспечивать ее единство, более сложной и противоречивой становится комбинация интересов.

В условиях Украины проблема создания эффективной парламентской коалиции будет усугубляться целым рядом обстоятельств. Во-первых, неумением договариваться и соблюдать договоренности. В украинской политической «традиции» скорее принято «кидать» партнера, нежели хранить верность данному слову. Во-вторых, будет сказываться идеологическая поляризованность и полицентричность партийной системы Украины, для которой характерно противостояние национал-демократов и пророссийских политических сил, левых партий и партий, связанных с крупным капиталом. В-третьих, создание устойчивой парламентской коалиции будет затруднять глубина и острота противоречий между ведущими политическими силами, в том числе между их лидерами, взаимные обиды, накопившиеся за последние два года. О категорическом отказе создавать коалицию с определенными политическими силами несколько партий и блоков заявляют уже сейчас, за два месяца до выборов. Естественно, это ограничивает возможности создания устойчивого политического союза. Наконец, в качестве дестабилизирующего фактора может выступать и отсутствие законодательных норм, регулирующих процесс создания, организации и прекращения деятельности коалиции депутатских фракций. Ведь Конституция Украины формулирует лишь самые общие основы ее функционирования.

Сложность создания и потенциальная нестабильность будущей коалиции депутатских фракций, которая будет создана по результатам парламентских выборов, становится очевидной при анализе ее возможных вариантов.

Возможные варианты парламентской коалиции-2006

1. «Оранжевая коалиция» . Ее воссоздание возможно лишь при возобновлении политического союза между блоком «Наша Украина» и Блоком Юлии Тимошенко (БЮТ). Третий партнер в такой коалиции – Соцпартия, была представлена и в правительстве Тимошенко, и в правительстве Еханурова. Органичными участниками этой коалиции могли бы стать блок «Пора-ПРП» и Украинский народный блок Костенко-Плюща, но у этих политических сил пока лишь теоретические шансы на преодоление трехпроцентного барьера. Для того чтобы «оранжевая коалиция» была воссоздана, ее потенциальные участники для начала должны набрать на выборах не менее 40% голосов. Тогда в процессе распределения депутатских мандатов между партиями и блоками, преодолевшими трехпроцентный избирательный барьер, они могут получить более половины мест в Верховной Раде. По данным различных социологических опросов, проведенных в декабре 2005 и январе 2006 года, «Наша Украина», БЮТ и СПУ суммарно могут набрать (в расчете от определившихся в своем выборе избирателей) от 34% до 44% голосов. Таким образом, шансы на формирование своего парламентского большинства у «оранжевых» есть. В случае нехватки депутатских мандатов для достижения этой цели, они могут обратиться за поддержкой к Народному блоку В.Литвина.

Но для того чтобы реализовать на практике проект «оранжевой» парламентской коалиции ее потенциальным участникам недостаточно иметь формальное большинство в Верховной Раде. Для достижения необходимых договоренностей им необходимо преодолеть глубокие внутренние противоречия. Например, «Наша Украина» еще до официального начала избирательной кампании заявила о своем категорическом несогласии с возможным выдвижением Ю.Тимошенко на пост Премьера. Между тем сама Юлия Владимировна не только не скрывает своих премьерских амбиций, а строит избирательную кампанию БЮТ как борьбу за пост Премьера. Избирателям предлагается рассматривать избирательную кампанию как выборы Канцлера (Премьер-министра).

На пост спикера ВР претендуют А.Мороз и В.Литвин. БЮТ и «Наша Украина», СПУ и Народный блок Литвина ведут между собой ожесточенную конкурентную борьбу на одних и тех же электоральных площадках. И эта борьба уже не ограничивается взаимной критикой, дело доходит до прямых оскорблений. У многих «нашеукраинцев» выработалась устойчивая идиосинкразия на Ю.Тимошенко, а у социалистов – на В.Литвина. Участие БЮТ и народников В.Литвина в решении парламента об отставке правительства Ю.Еханурова еще более накалило страсти в отношениях между потенциальными участниками «оранжевой коалиции». Преодолеть взаимные обиды и противоречия будет очень непросто. Не исключено, что компромиссным вариантом может стать взаимный отказ Ю.Тимошенко и Ю.Еханурова от претензий на премьерство и выдвижение на этот пост представителя СПУ (например, Ю.Луценко) или относительно нейтральной фигуры, приемлемой для всех участников коалиции (например, А.Яценюка или А.Гриценко).

2. «Антиоранжевая» коалиция . В данном случае речь идет о формировании коалиции всех противников В.Ющенко вокруг Партии регионов. Потенциальными участниками такой коалиции могли бы быть народный блок Литвина, Компартия, Блок Витренко, и блок «Не Так!» (если конечно преодолеет трехпроцентный барьер). Немаловажно то, что при формировании своей коалиции Партия регионов может использовать не только политические призы (в виде мест в правительстве и в руководстве центральных органов исполнительной власти), но и материальное стимулирование потенциальных коалициантов.

Сложнее всего регионалам будет договориться с Компартией. Для коммунистов участие в такой коалиции сопряжено с большими рисками. Во-первых, это участие в «буржуазном правительстве» и ответственность за его политику. Идейные избиратели могут воспринять подобный шаг негативно. Во-вторых, велик риск попасть в полную зависимость от регионалов и в перспективе даже раствориться в Партии регионов. Коммунисты и так потеряли большую часть избирателей, ушедших в лагерь сторонников Януковича. Поэтому политический союз с Партией регионов может подписать смертельный приговор КПУ. В то же время сила коммунистов в ярко выраженной идеологической оппозиционности. Поэтому вполне возможно, что коммунисты пойдут на формальное участие в парламентской коалиции с Партией регионов, но не войдут в состав правительства, оставив за собой право на критику социально-экономической политики нового Кабинета министров. Для избирателей поддержку правительства Януковича можно объяснить необходимостью не допустить создания «оранжевого правительства».

Для того чтобы появились предпосылки для создания «антиоранжевой коалиции» Партия регионов должна набрать не менее 30% (что вполне реально в нынешних условиях), а их потенциальные союзники – не меньше 10%. При наличии этих условий в пользу создания коалиции вокруг Партии регионов будут работать и российские группы влияния. Они будут убеждать В.Литвина, Н.Витренко и коммунистов пойти на союз с Партией регионов. Если же этих количественных предпосылок не будет, то для Партии регионов может возникнуть очень обидная ситуация. Формально они будут считаться победителем выборов, но реального выигрыша – в виде формирования своего правительства и поста Премьера – могут не получить.

Даже если регионалам и удастся создать свою коалицию, то она будет очень неустойчивой и рассыплется при первом серьезном обострении отношений между ее участниками. Известен конфликтный характер Натальи Витренко. Да и коммунисты при первом же удобном случае не упустят возможность показать свою оппозиционность и выступить в роли защитника интересов трудового народа.

3. Коалиция Партии регионов с БЮТ или блоком «Наша Украина» . Данный вариант может стать возможным в том случае, если регионалам не хватит мандатов для формирования своей коалиции, а БЮТ и «Наша Украина» не смогут договориться между собой. Это будет вынужденный тактический компромисс в духе циничного прагматизма. Для Партии регионов и БЮТ такой противоречивый союз может стать шансом вернуться к реальным рычагам исполнительной власти и избежать роспуска парламента. Ведь неизвестно, в чью сторону качнется маятник симпатий избирателей на внеочередных парламентских выборах, о которых сегодня говорят многие эксперты.

Риски внеочередных выборов могут стать мотивом создания коалиции с Партией регионов и для «Нашей Украины». К тому же Президент будет заинтересован в стабилизации политической и экономической ситуации, и если Партия регионов выразит готовность сотрудничать с главой государства и поддерживать его законодательные инициативы, то коалиция Партии регионов и «Нашей Украины» вполне может состояться.

Условиями создания подобной коалиции со стороны «Нашей Украины» может быть отказ В.Януковича от претензий на премьерство и согласие «Партии регионов» на реализацию совместной законодательной программы, включающей реформаторские законопроекты (в том числе по ВТО). В свою очередь, Партии регионов могут быть предоставлены большая часть министерских постов, а также посты губернаторов в восточных и южных регионах. Компромиссным вариантом может стать выдвижение нейтральной кандидатуры на пост Премьера (например, А.Яценюка или В.Гайдука).

Однако объединение в рамках парламентской коалиции политических противников, противостоящих друг другу уже вторые выборы подряд, чревато для них большими рисками. Коалиция Партии регионов с БЮТ или «Нашей Украиной» наверняка будет негативно воспринята большей частью сторонников и Януковича, и Ющенко, и Тимошенко. Реализации этого варианта будет препятствовать также «майданная риторика» «Нашей Украины» и БЮТ. Эти политические силы ныне клянутся в верности идеалам Майдана. И союз с Партией регионов будет воспринят активистами Майдана как предательство. Лидеров «Нашей Украины» и БЮТ в случае их союза с Партией регионов могут вполне резонно обвинить в нарушении предвыборных обещаний. Не исключены и внутренние конфликты в этих политических силах – между «революционерами» и «прагматиками». С учетом всех этих обстоятельств можно предположить, что на союз с Партией регионов «Наша Украина» или БЮТ пойдут лишь при самых крайних обстоятельствах.

Коалиции закон не писан

В случае если результаты парламентских выборов, либо новый расклад сил в Верховной Раде, не будут отвечать интересам Президента, пропрезидентские силы и сам глава государства могут искусственно затягивать процесс формирования парламентской коалиции, провоцируя ситуацию, предполагающую роспуск парламента. Этому может способствовать и отсутствие четкой законодательной базы, регулирующей деятельность парламентской коалиции.

Порядок создания, организации деятельности и прекращения существования коалиции депутатских фракций должен быть закреплен в Регламенте Верховной Рады. Иначе неминуемы споры о трактовке тех или иных конституционных норм о парламентской коалиции, особенно когда речь будет идти о роспуске Верховной Рады. Например, при каких условиях коалиция прекращает свое существование? Могут ли участники коалиции исключить из ее состава одного из партнеров? В правовой регламентации нуждаются и взаимоотношения между коалицией депутатских фракций и коалиционным правительством. Например, как быть в ситуации, если одна из фракций, входящих в состав парламентской коалиции, перестает поддерживать правительственные законопроекты, но при этом не выходит из состава коалиции? Должен ли подавать в отставку Кабинет министров, если сформировавшая его парламентская коалиция прекратила свое существование? Как быть в ситуации, если Верховная Рада утвердила кандидатуру Премьера, предложенного коалицией, однако сама коалиция распалась, не закончив формирование персонального состава правительства? Необходимо ли заново рассматривать вопрос о назначении Премьер-министра? Перечень подобных вопросов можно продолжить и далее. Следовательно, вопросы функционирования коалиции на правительственном уровне необходимо регулировать не только в Регламенте Верховной Рады, но и в законе о Кабинете министров. Однако на сегодня нет ни нового Регламента, соответствующего новым нормам Конституции, ни закона о Кабинете министров. Нет даже и проектов этих нормативных актов. Тем самым высока вероятность новых кризисных ситуаций в отношениях между Президентом, парламентом и правительством.

Кстати говоря, конституционное закрепление правового статуса коалиции парламентского большинства, от наличия которого зависит само существование парламента, – это украинское ноу-хау. В международной практике парламентские коалиции, как правило, являются сугубо политическим феноменом, их деятельность регулируется политическими соглашениями, а не законами или парламентским регламентом.

Кто будет отвечать?

Анализируя проблему функционирования будущей парламентской коалиции, необходимо думать не только о законодательной регламентации ее деятельности, но и о закреплении совместной политической ответственности участников коалиции. Эти вопросы должны быть сформулированы в Соглашении о парламентской коалиции. Ситуация, когда парламентская фракция, входящая в правительственную коалицию, голосует против законопроектов, поданных Кабинетом министров, является ненормальной и недопустимой с точки зрения взаимной политической ответственности участников коалиции. Поэтому помимо определения общих принципов создания и деятельности коалиции, порядка согласования и принятия совместных политических решений, в соглашении целесообразно оговаривать и порядок разрешения конфликтных ситуаций в коалиции, а также механизмы взаимной политической ответственности. Было бы логичным, если бы процесс формирования парламентской коалицией нового Кабинета министров сопровождался и разработкой программы его деятельности, включающей в себя и пакет совместных законодательных инициатив участников коалиции. Парламентская коалиция могла бы инициировать также принятие закона об основах внутренней и внешней политики государства. Данный законодательный акт стал бы программной основой последующей законопроектной деятельности парламентской коалиции. Но в наших условиях – это почти идеальная ситуация.

После 26 марта 2006 года политическим силам, попавшим в Верховную Раду Украины пятого созыва, придется осваивать новую науку – науку создания парламентских коалиций. Им предстоит научиться не только договариваться между собой, но и соблюдать эти договоренности. Неуспевающие в этой дисциплине будут проигрывать. Но если не успевать будет весь политический класс, то проиграет и молодая украинская демократия.




Рекомендовані лінки:
Модели и механизмы формирования парламентской коалиции



КОМЕНТАРІ

 Коментарів поки що немає




НОВИНИ
Від Дикого поля до Донбасу

Міжнародний резонанс феномену українського шістдесятництва

Модели и механизмы формирования парламентской коалиции

Памятки з історії гірництва виходять у Донецьку

Нова книга. МОСТИ В УКРАЇНУ

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Экономическая свобода Украины по данным проекта фонда Херитэйдж и Уолл-стрит джорнал

Нова книжка з "європейської серії"

Экономические вопросы «Майдана»: что делать?

Угода про врегулювання відносин у газовій сфері

ОПИТУВАННЯ

Як часто ви отримуєте електронною поштою небажану комерційну рекламу (спам)?